ОБЩИЕ ВОПРОСЫ YAMAHA MSX

Msx

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Предисловие

Есть множество эмуляторов для Yamaha Msx
BlueMsx и другие но мне по душе эмулятор RuMsx

и все что сдесь тестируется будет на эмуляторе
RuMsx так мне он всех больше нравиться.


1. Вопрос
Q>>> Зачем нужно создавать диск?

A> Эмуляторы MSX например RuMsx, могут работать
с файлами которые находятся на дисках, диски
могут иметь расширение DISK.DSK или DISK.DDI
или с отдельным файлом который имеет расширение
ROM и не требует диска.

2. Вопрос
Q>>> Как создать пустой диск на MSX?

A> Есть множество способов как создать пустой
имидж диска Первый Способ с помощью программы
Msx_dsk_utilites создаем файл BAT и в нем пишем
строчку
wrdsk  Empty.dsk
затем сохраняем документ и запускаем его
Диск создан.

Способ второй
Загружаем в Msx_disk_Manager любой диск с расширением
DSK и удаляем из него все файлы.

3. Вопрос
Q>>> Как добавить файлы на диск MSX?

A> Способ первый с помощью программы Msx_dsk_utilites
wrdsk version 1.3 by Arnold Metselaar, (c) 1996, 1997
создаем файл BAT
допустим мы хотим поместить на диск который ещё не создан
программу goonies которая имеет два файла
1.goonies.000 и 2.goonies.001
для этих файлов в файле BAT который назовем goonies.BAT
пишем строку
wrdsk  goonies.dsk goonies.000 goonies.001
сохранили файл BAT и после его запуска создадится диск
goonies.dsk в котором будут находится эти два файла.

Способ второй загружаем DISKMGR.EXE в меню файл
переходим на вкладку OPEN и открываем пустой
диск с расширением DSK,потом переходим в меню EDIT
и переходим на вкладку add File горячая клавиша Ctrl+A,
и добавляем файды на диск,файлы могут находиться как
на жестом диске так и на диске с расширением DSK.


4. Вопрос
Q>>> Как запустить файлы которые находятся на диске MSX?

A> После запуска программы goonies.dsk через
эмулятор RuMsx программа выйдет в бейсик и на
первый взгяд ничего не произошло, но на самом
деле на диске находятся эти файлы
goonies.000 goonies.001
для того чтобы их запустить нам нужен загрузчик
который мы сейчас напишем

Загрузчик для игры goonies
для него пишем програмку на бейсике.
10 BLOAD"goonies.000",R ;буква R означает автозапуск файла
20 BLOAD"goonies.001",R
И сохраняем эту программу с помощью строчки
SAVE"goonies.bas"
на диске появится файл goonies.bas
загрузчик создан и записан на диск
после перезапуска программа опять выйдет в бейсик
и нам нужно будет загрузить загрузчик для этого пишем
LOAD"goonies.bas"
RUN или нажимаем клавишу F5.
Программа загружена.

5. Вопрос
Q>>> Как сделать программу самозапускаемую
сразу после запуска её через Эмулятор RuMsx?
 
A> Чтобы программа находящаяся на диске
запускалась сразу как только мы нажмем
на него два раза мышкой для этого нужно
поместить на диск ещё один файл AUTOEXEC.BAS
который запустит программу с расширение .BAS
для игры goonies сразу.
пишем программу на чистом бейсике

10 LOAD"goonies.bas",R
и сохраняем её
SAVE"autoexec.bas"
OK
теперь имея файл autoexec.bas на диске
goonies.dsk и при его запуске Игра goonies
запустится автоматически.

Примечание:
в нашем случае  программа autoexec.bas
очень проста и в ней содержится только
одна строка для запуска программы goonies
но допустим у вас на диске не одна игра а
несколько то можно в программе autoexec.bas
создать меню для запуска нескольких программ столько
сколько можно поместить на диск если хотите.

Пример такой программы:

***********************************************************************************************************************

10 POKE&HFBB0,5:POKE-3258,1:SCREEN 0:WIDTH39:IFINP(&HA8)AND&HF0=&HF0THENPOKE&HFFFF,&HAA 'for 3-rd slot RAM machine
20 SCREEN0:KEYOFF:DEFINTA-Z
30 ONSTOP GOSUB 520:STOP ON:ON STRIG GOSUB 260,260,260,260,260
40 ONERRORGOTO60:WIDTH80:SETBEEP2,3:GETDATED$:GETTIMET$
50 PRINT"Today is "+D$+", time "+T$:GOTO70
60 WIDTH40:RESUME70
70 PRINT:YU=CSRLIN
80 ONERRORGOTO100:FILES"*.gm*"
90 FILES"*.com":FILES"*.bat":GOTO 120
100 RESUME110
110 IF ERR=100 THEN IF ERL=80THENONERRORGOTO0:PRINT"- No *.GM* files!":FILES:KEYON:END ELSE RESUME NEXT
120 YD=CSRLIN:XD=POS(0)-13:V$="No name":ONERRORGOTO130:OPEN"DISCNAME"FORINPUTAS1:LINEINPUT#1,V$:GOTO140
130 RESUME140
140 ONERRORGOTO0:PRINT:PRINT"<< "+V$+" >> -";DSKF(0);"Kbytes free -"
150 X=0:Y=YU:XR=(PEEK(&HF3B0)\12)*12-12:VB=BASE(0)
160 PRINT:PRINT"-- Use Cursor & Fire to select game --";:PLAY"t255s0m1000l8o6cc","s0l8o6ge","s0l8o5ec"
170 VA=Y*PEEK(&HF3B0)+X
180 FOR I=0 TO 4:STRIG(I)STOP:NEXT '<-- Get/flash name from VRAM---+
190 NM$="":FORI=VATOVA+11:NM$=NM$+CHR$(VPEEK(I)):VPOKEI,32:NEXT '  |
200 FORI=1TO12:VPOKEVA+I-1,ASC(MID$(NM$,I,1)):NEXT              '  |
210 FOR I=0 TO 4:STRIG(I)ON:NEXT   '<------------------------------+
220 FOR I=0 TO 2
230  ONSTICK(I)GOTO270,290,320,340,370,390,420,440
240 NEXT
250 GOTO170
260 RETURN470 'for strig intrpt
270 IF Y>YU THEN Y=Y-1                              '(1)
280  GOTO 460
290 IF Y>YU THEN Y=Y-1                              '(2)
300  IF X=XD) THEN X=X+13    '(3)
330  GOTO 460
340 IF X=XD) THEN X=X+13    '(4)
350  IF YXD) THEN Y=Y+1
360  GOTO 460
370 IF YXD) THEN Y=Y+1    '(5)
380  GOTO 460
390 IF YXD+13) AND NOT X=0 THEN Y=Y+1 '(6)
400  IF X>0 THEN X=X-13
410  GOTO 460
420 IF X>0 THEN X=X-13                              '(7)
430  GOTO 460
440 IF X>0 THEN X=X-13                              '(8)
450  IF Y>YU THEN Y=Y-1
460  PLAY"s0m1500l8o8b":GOTO170
470 IFINKEY$<>""THEN470
480 IFRIGHT$(NM$,3)="COM"ORRIGHT$(NM$,3)="BAT"THENGOTO550ELSEMS$="- Ok! Loading..."
490 LOCATE0,CSRLIN:PRINTCHR$(27)+"K"+NM$;:XX=POS(0):PRINTMS$;:PLAY"s0l2m5000o6a","s0l2o7g","s0l2o7g+"
500 ON ERROR GOTO 540:IF RIGHT$(NM$,4)=".GMB" THEN KEYON:RUN NM$:ELSE BLOADNM$,R:LOCATEXX,CSRLIN:PRINTCHR$(27)+"K- Loaded!":IFRIGHT$(NM$,3)="2GM"THEN170
510 NM$=LEFT$(NM$,8)+"."+"2GM":MS$="- Auto-loading...":GOTO490
520 PLAY"s0m1500l32o6co5gel1m5000c"
530 CLS:PRINT"Welcome to MSX Basic!":KEYON:NEW
540 RUN NM$
550 CLS:NM$=LEFT$(NM$,8)+CHR$(13)
560 DEFUSR=&H156:A=USR(0)
570 POKE&HF346,&H1
580 POKE&HF3F8,&H4
590 POKE&HF3F9,&HFC
600 POKE&HF3FA,&HF0
610 POKE&HF3FB,&HFB
620 FORI=1TOLEN(NM$)
630 POKE&HFBEF+I,ASC(MID$(NM$,I,1))
640 NEXT:_SYSTEM

***********************************************************************************************************************

6. Вопрос
Q>>> Как извлечь файлы с диска?

A> Способ первый
Извлечь файлы с диска можно с помощью
программы Msx_dsk_utilites возмем для
примера диск goonies.dsk в котором у
нас файлы:

1 GOONIES.000
2 GOONIES.001
3 GOONIES.BAS
4 AUTOEXEC.BAS

чтобы извлечь их с диска создаем файл BAT
и пишем туда строчку
dsktool e goonies.dsk  >goonies.txt
буква e - означает извлечь файлы то есть extract
а >goonies.txt-это создание файла в котором будет
содержимое исходной операции если все прошло успешно
то в файле goonies.txt будет написанно:

DSK Tool v1.1
Copyright (C) 1998 by Ricardo Bittencourt
This file is under GNU GPL, read COPYING for details

extracting GOONIES.000
extracting GOONIES.001
extracting GOONIES.BAS
extracting AUTOEXEC.BAS

файлы извлечены на жесткий диск.

Способ второй запускаем программу
Disk-Manager открываем диск goonies.dsk
и мышкой выделяем файлы которые хотим
извлечь,нажимаем правую кнопку мыши
на выделенных файлах и выбираем extract files
или горячую клавишу Ctrl+E.

файлы извлечены на жесткий диск.

7. Вопрос
Q>>> Как можно перевести программу
на бейсике с расширение .BAS в текстовый
файл чтобы распечатать её на принтере или
просто чтобы иметь под рукой исходный код.

A> для того чтобы перевести программу в
текстовый файл нужно сначала перевести её
в формат .ASC допустим мы хотим иметь
исходный код программы PUTUP.BAS
в текстовом файле,для этого загружаем
программу PUTUP.BAS в эмулятор и созраняем
его в формат ASC для этого пишем

save"PUTUP.ASC",A 'буква A в конце строки означает
что программа записанна в коде ASC
если её не поставить и извлечь программу
PUTUP.BAS на жесткий диск то в место
исходного текста программы в некоторых случаях
можно увидеть не понятные нам символы (абрукадабру).


файл сохранен на диске теперь нам остается
его извлечь и открыть с помощью блокнота
или переименовать в формат .txt
или стразу сохранить файл в формате .txt написав
SAVE"PUTUP.TXT",A

8. Вопрос
Q>>> Можно ли написать программу на бейсике
в текстовом блокноте а потом загрузить его
в эмулятор RuMsx.
A> Да можно главное не забыть переименовать
программу из .txt в .asc

9. Вопрос
Q>>> Какие файлы необходимы для создания MSX-DOS

A> для создания MSX-Dos необходимы всего два файла
это MSXDOS.SYS и COMMAND.COM
среда MSX-Dos позволяет запускать файлы с расширение .COM
посмотреть содержимое диска MSX-Dos можно набрав
команду DIR
после чего нужно просто набрать имя программы и её расширение
Например:
LOGIC.COM
и программа запустится.

10. Вопрос
Q>>> Как вы думаете создаются ли сейчас
программы и игры для Yamaha Msx

A> Думаю что они создаются фанатами Msx,
но создать как мы привыкли говорить Хит
или Шедевр то мне кажется уже нет. Раньше
Фирмы брались за создания игр только из
за того что это стоило немалые деньги, а
сейчас программы для Yamaha Msx можно бесплатно
скачать в интернете и поражаться какие были
хорошие игры.
Создание игры на Msx сейчас дело не выгодное.
время ушло,но какое это было прекрастное время.
Нас радовали именно эти простенькие игрушки и
в то время они казались нам очень современными.

Гогда с прилавков пропали кассеты от Nindendo
я удивленно задавал себе вопрос почему?
веть что могло быть лучше этих катриджей.
Но скоро вышла Sony Playstation one
с лазерной головкой. И на смену катриджей
пришли диски.
Вот тогда я понял почему пропали катриджи
с прилавков.

Немного отвлечемся
и поговорим о игре Titan Quest - игра
поражает своей графикой но фирма которая её
создала Iron Lore Entertainment распалась
так как продажи игры Titan Quest не дотянули
до сотни тысяч копий. После распада фирмы
Iron Lore Entertainment разработчики,
очень быстро основали новую компанию
Crate Entertainment. 

И первым ее проектом стала игра
Grim Dawn (PC) – экшен/RPG, которую девелоперы
ласково называют «духовным наследником Titan Quest
и гордым Diablo-клоном». Игра Grim Dawn
уже давно создана и можно её скачать в интернете,
о поступить в продажу цифровая версия Grim Dawn
должна в начале 2011-го года. Еще у Crate Entertainment
на руках имеется проект двухлетней давности Black Legion,
но тут пока всё тихо – издателя нет,
а значит и будущего у игры нет. 

Что интересно, разработка Grim Dawn финансируется
силами Crate Entertainment и их фанатов. На сайте
Grim Dawn специально открыт предзаказ, чтобы люди,
которым нравится этот проект, могли поддержать его
трудовым рублём – 20 долларов стоит «Стандартное издание»
и 48 долларов «Легендарное фан-издание». Собственно,
последнее дарует доступ к альфа/бета-тестированию игры,
несколько уникальных предметов и самое главное
– попадание вашего ФИО в раздел Credits после того,
как игра будет готова.

Обратите внимание что у игры Black Legion
нет будущего так как нет издателя!

Но игр для Yamaha Msx очень большое множество
и человеку который любит играть в эти игры,
достаточно этих программ.


Продолжение следует...



 


 

 

Hosted by uCoz